ООО Завод Металлоконструкций
изготавливаем, продаем землесосное оборудование
Oae: +79002299990
e-mail: zmk23.ru@gmail.com
Первые шаги в освоении подводных просторов человечество сделало еще в античные времена. Так, еще в XI до н.э. встречаются упоминания о финикийцах, которые для получения пурпурной краски поднимали со дна прессованные морские ракушки. Но, безусловно, создание земснарядов в меньшей степени связано с добычей полезных ископаемых, а продиктовано потребностью проведения различных гидрогеологических работ.
Начинается история создания земснарядов с различных вариантов землечерпалок. Так, в самом конце XVI века итальянец Б.Лорини изобрел землеройную машину, которая была оснащена двустворчатым грейфером. Эта машина приводилась в движение с помощью ручной тяги, и стала незаменима во время работы на венецианских каналах. Надо сказать, что в будущем это изобретение претерпело лишь незначительные изменения. И данный механизм, естественно, в модифицированном виде работает на современных грейферных земснарядах.
Примитивными одночерпаковыми драгами, которые в начале XVII века использовали старатели на сибирских реках, ознаменована история создания земснарядов в России.
Можно сказать, что 1718 год стал, поистине, революционным для землеройных машин. Французский инженер Бальм усовершенствовал механизм, снабдив его двумя ковшами и ступальными колесами, которые были установлены на понтоне. С помощью мускульной силы 16 человек, колеса приводились в движении. В этом же году голландскими инженерами был создан многочерпаковый плавучий земснаряд.
Возрастающая популярность подобных машин требовала увеличения их мощности. Так, на смену ручной тяге пришли машины с конным приводом. Но настоящим прорывом в этой отрасли можно назвать создание земснарядов на паровой тяге. Так, в 1796 году земснаряд был оснащен паровой машиной Уатта, и имел мощность в 4 л. с. В России подобные машины стали изготавливаться на Ижорском заводе в 1811 году.
Важна для развития данной отрасли и история создания земснарядов, предназначенных для всасывания пульпы. Первый землесос хорошо справился с дноуглубительными работами во французском порту Сен Назер в 1859 году. Но эта модель не отличалась высокой рентабельностью.
А уже в 1878 году голландские мастера испытали новое изобретение во время строительства каналов. Ним оказался земснаряд, который монтировался на стальном морском судне и был оснащен всасывающей трубкой. Добытый грунт загружался в трюм судна, откуда в дальнейшем его можно было извлечь с помощью разгрузочных устройств.
А в 1898 году стало возможно создание земснарядов, оснащенных рыхлителями. Это нововведение позволило эксплуатировать устройства в условиях открытых морских акваторий.
В 1888 году земснаряд «Либава» стал первым подобным устройством, используемым на территории Российской Империи.
С тех пор в конструкцию земснарядов инженерами было внесено ряд доработок, что расширило возможности подобных устройств. Например, в 1895 году был создан первый примитивный рефулер, что позволило перемещать добытый грунт на значительные расстояния. А в 60-х годах XX века были разработаны самоотвозные земснаряды с вместительными трюмами. Такие плавучие гиганты отныне могли беспрепятственно работать на глубинах до 35 м.
Но, все же большинство революционных изобретений относительно типов земснарядов пришлось на XIX век. Стоит отметить, что удачные инженерные находки того времени широко используются в гидрогеологии и поныне. Применение усовершенствованных конструкций основных типов земснарядов, и сегодня позволяет успешно эксплуатировать эти суда технического флота.
Автор: Ольга Николаевна